Rapoon
#darkambient #ritual #industrial #experemental
Легендарный проект британского художника и музыканта Робина Стори хорошо известен любителям экспериментального искусства во всем мире, не исключая и Россию. Актуальная дискография артиста включает на сегодняшний день 35 аудио-релизов плюс недавно вышедший в США первый его аудиовизуальный DVD.
В 80-е годы Робин входил в число основателей легендарной индустриальной формации Zoviet France, чьи работы того времени заложили основы индустриальной музыки вообще, и в первую очередь таких ее направлений, как dark ambient и ritual industrial. Оттуда же может вести свою родословную давно устоявшаяся в индастриале традиция ограниченных изданий в необычных упаковках — одними из первых Zoviet France начали выпускать свои альбомы на винилах и кассетах, упакованных в фольгу, керамику, холстину и даже скрепленные советской военной кокардой. В 80-е были записаны лучшие работы проекта, ставшие классикой жанра, такие как «Shouting At The Ground», «Shadow, Thief Of The Sun», «Loh Land». Отличительной чертой работ Zoviet France являлся не только неповторимый саунд, соединяющий индустриальный шумовой бэкграунд с тибетскими мантрами, этническими колокольчиками и звуками окружающей среды, но и уникальные, сразу узнаваемые графические работы, авторство многих из которых принадлежит именно Робину.
В 1992 году Стори покидает Zoviet France и создает свой сольный проект Rapoon. Первые работы нового детища Робина были более ритмичными, появилось много этнических сэмплов. В некоторых альбомах первой половины 90-х Rapoon приближается в своем увлечении ближневосточными мотивами в сочетании с электронными шершавыми ритмами к Muslimgauze, в других еще чувствуется сильное влияние Zoviet France. Записывая альбом за альбомом, Робин никогда не стоит на месте, саунд постоянно изменяется, он экспериментирует с дабом (альбом «Rapoon vs. Kinder Atom», 2000, Klanggalerie), драм-н-бассом (альбом «Cold War», 2001, Soleilmoon) и даже с трансом (альбом «Rhiz», 2002, Klanggalerie), однако формальные эксперименты не влияют на основное направление — исследование черной тайнописи природы во всех ее проявлениях. Важной составной частью творчества Rapoon становится визуальная компонента, соединение живописи с музыкой в некий единый мультимедийный аудиовизуальный поток.
Последние работы Rapoon, пожалуй, в чем-то можно считать возвращением к корням, но на неком качественно новом уровне. Практически исчезли этнические элементы, стало гораздо меньше ритмов, вернулась многослойная дышащая звуковая ткань, свойственная Zoviet France конца 80-х, однако нынешний Rapoon гораздо тоньше и явно мудрее. Не злоупотребляя внешними эффектами, не увлекаясь парадоксами, Робин Стори создает музыку простую, но глубокую, апеллирующую к самым архаическим пластам, но при этом актуальную во все времена. В ней живут лешие, русалки, водяные, саламандры, в ней дышит жизнь невидимого, а точнее просто незаметного для большинства современных людей мира Природы, мира прекрасного и грозного, таинственного, но готового открыться чистосердечно ищущему. Творчество Rapoon сегодня подобно ночевке в лесной избушке, когда многое пугает и тревожит, но чувство растворения в окружающем мире и приближения к истокам собственного существования достигает своего апогея. Это не индастриал в полном смысле слова, и не экспериментальная электроника по сути своей, хотя формальные черты и того, и другого вполне очевидны — это музыка, чуждая стилистических рамок как неких искусственных мертвых элементов, музыка жизни в слиянии с миром, жизни как творчества.